Get Adobe Flash player

ГВПредседатель Общества
Солахов Афлатон Васильевич

Untitled - 1mosgreek

tomskgazeta-ellini

2014-02-13 170432

        Понтийское радио "Лелевосе" 
lelevose logo
          

Газета "Торик"
Издатель - ГНКОО "Геленджикское общество греков"

torik


 

 Третий выпуск газеты "Торик"
     torik 3
Четвертый выпуск газеты "Торик"
     torik 4

 Пятый выпуск газеты "Торик"
     torik 5

 Шестой выпуск газеты "Торик"
     torik 6 2

 Седьмой выпуск газеты "Торик"
     1
 Восьмой выпуск газеты "Торик"
     Document-page-001

 Девятый выпуск газеты "Торик"
     Document-page-001 1 

Аристофан

Аристофан

(ок.446-385г. до н.э.)

древнегреческий драматург

 

Комедии великого древнегреческого драматурга входят в золотой фонд мировой культуры наравне с  другими величайшими памятниками античности – трагедиями Эсхила, Софокла и Эврипида, историческими повествованиями Геродота и Фукидида, философией Демокрита и Аристотеля, скульптурами Фидия и Поликлета. Аристофан – единственный представитель древней комедии, произведения которого дошли до нас почти целиком. От комедий других драматургов остались лишь небольшие отрывки.

                Творческое наследие «отца комедии»  Аристофана всегда высоко оценивалось выдающимися деятелями культуры. Они называли его величайшим мастером сатиры, обличителем всего косного и отживающего.Значение творчества Аристофана для нашей современности с наибольшей полнотой раскрывается в решении, принятым ЮНЕСКО о праздновании 2440-летия со дня рождения Аристофана.

                Одиннадцать комедий драматурга да несколько отрывков из несохранившихся  пьес его самого и его современников – вот все, что дошло до нас от первого в истории мировой литературы комедийного жанра – так называемой древнеаттической комедии.

                Комедиография Аристофана и его современников называется аттической потому, что она возникла и расцвела в греческой области Аттика, центром которой были Афины.

  «Древней» ее назвали уже сами античные ученые, для того, чтобы подчеркнуть резкое отличие произведений Аристофана и других комических поэтов его времени от комедий, созданных позднее, в период, когда Афины уже утратили свое политическое первенство в Греции и стали одной из «периферийных» областей Македонской империи.

                Античные свидетельства о жизненном пути Аристофана не отличаются полнотой. Так, только путем косвенных расчетов удалось установить время его рождения – около 446 года до нашей эры.

                 Аристофан был афинянином. Родители его – люди свободнорожденные, но, по-видимому, не очень состоятельные. Хотя отец будущего драматурга имел небольшой земельный участок на соседнем с Аттикой острове Эгине, Аристофан, судя по его комедиям, значительную часть своего времени проводил в Афинах: он великолепно знал и каждодневную политическую жизнь, и все городские слухи об известных общественных деятелях, и правила судебной процедуры, и быт своих сограждан.

                Писать он начал рано: первая его пьеса была поставлена в 447г до н.э. и получила вторую премию. С самого начала театральной деятельности Аристофан принял на себя роль мудрого наставника, заступника своих сограждан. Его комедии и сейчас поражают бесстрашием сатиры.

                Самой существенной чертой творческого облика Аристофана является общественная активность автора. Уже вторая его комедия «Вавилоняне», поставленная с огромным успехом на Великих Дионисиях 426 года, была посвящена такому злободневному политическому вопросу, как взаимоотношения между афинянами и его и их союзниками. Критика деятельности афинских должностных лиц, содержавшаяся в комедии, была настолько острой, что глава радикального крыла демократии Клеон даже пытался привлечь поэта к судебной ответственности.

                Аристофан в своих комедиях поднимает самые разнообразные вопросы современной его действительности. В ряде произведений он выступает против Пелопоннесской войны, и призывает к заключению мира со Спартой. При этом поэт хорошо знал, что не все его зрители были убежденными сторонниками заключения мира со Спартой или хотя бы ведения мирных переговоров.

                В совершенно необычном освещении тема мира предстает в комедии «Лисистрата», где инициатива прекращения войны исходит от женщин, возглавляемых афинянкой Лисистратой. При этом основное средство для достижения цели по-аристофановски смелое: женщины всей Греции отказывают своим мужьям в любовных ласках и таким путем доводят изнуренных воздержанием мужчин до полной капитуляции.

                Анализ проблематики войны и мира, занимающей такое большое место в творчестве Аристофана, открывает путь к пониманию и других проблем, поднимаемых в творчестве драматурга.. Прежде всего, это вопрос о судьбах афинской демократии.

                Аристофан писал в то время, когда уже наступил кризис античной рабовладельческой демократии. В обществе стали развиваться такие отрицательные явления, как продажность и взяточничество должностных лиц, стремление поживиться за счет казны, деятельность доносчиков. Сатирическое изображение отрицательных сторон политической жизни находило живой отклик у афинских зрителей, и комедии Аристофана пользовались громадным успехом.

                Нападки его на демократическую систему никак не свидетельствуют о том, что он ее не приемлет. Он не берет под сомнение сущность демократических порядков – он хочет только устранить из афинских государственных учреждений бесчестных демагогов и вернуть в Афины тот дух гражданского единства, который был в героические времена Марафона и Саламина.

                Положительный герой комедии Аристофана – мелкий сельский труженик, обрабатывающий землю с помощъю одного-двух рабов. Аристофан восхищается трудолюбием земледельца, его здравым смыслом, проявляющимся как в домашних, так и в государственных делах, его приверженностью к традиционной религии и к обычаям прошлых героических лет.

                Взаимоотношения различных слоев демоса, вопросы руководства государством, оценка лидеров радикальной демократии  — вот главные проблемы, которые получают разрешение в одной из самых острых в политическом отношении комедий Аристофана «Всадники». Остро подмечая и высмеивая пороки общественной нравственности, Аристофан вместе с тем убежден, что причиной их является война и бедственное положение земледельцев.

                Он не мог не видеть грозных симптомов социального расслоения, грозившего гибелью афинскому демократическому полису. Наблюдательным глазом художника драматург видел, что угрозу полису составляет именно концентрация частной собственности в руках немногих представителей рабовладельческой верхушки. Ее политическими представителями и являлись  те демагоги, лидеры радикальной демократии, которые в результате неизбежного развития рабовладельческой экономики пришли к власти в первые годы Пелопонесской войны.

                Не боясь показать афинскому демосу его слабости и заблуждения, видя в народе защитника идей демократизма, Аристофан не смог в полной мере осмыслить ограниченность афинской демократии. Как истинный сын своего времени, гражданин рабовладельческой республики, он считал совершенно естественным и закономерным такие явления, как эксплуатация рабского труда, взимание податей с союзников, привилегированное положение «исконных» афинских граждан по отношению к неполноправным чужеземцам. С наибольшей ясностью эти взгляды раскрываются в комедии «Осы».

                Из всех современников Аристофана наиболее ожесточенным нападкам комедиографа подвергались, кроме Клеона, Сократ и Еврипид. Почему драматург с такой ненавистью высмеивал Сократа в «Облаках»?  Причина кроется в непримиримом отношении Аристофана к идейному кризису афинской демократии, выразителями которого явились софисты. Самого Сократа сближал с софистами метод доказательств, которым от стремился обосновывать относительность общепринятых представлений. Идейная направленность философии Сократа противоречила моральным нормам афинской демократии, патриархальной нравственности крестьянства. Аристофан не ограничился карикатурным портретным изображением Сократа, а создал собирательный тип лжемудреца, шарлатана и наставника  в пороках.

                Непримиримость Аристофана по отношению к ряду новых явлений, порожденных идейным кризисом афинской демократии ярко раскрывается и в его оценке  Еврипида. Еврипид по своим политическим взглядам не являлся противником афинской демократии. В некоторых трагедиях он изображал Афины прибежищем гонимых и притесняемых, оплотом свободы Греции.

Его общественный идеал – крестьянская демократия независимые земледельцы, живущие честным трудом. Но, как честный художник, он он отразил в своем творчестве наиболее существенные признаки разложения полисной нравственности: падение старинного благочестия, кризис гражданской морали, развитие индивидуализма и скептицизма.

В то же время Аристофан боролся всю жизнь за сохранение патриархальных устоев афинской демократии. Поэтому на протяжении 20 лет – от первой дошедшей до нас комедии «Ахраняне» и до «Лягушек» — он не оставляет в покое своего современника. Иногда выступления Аристофана против Еврипида носят характер личных нападок, но в основе их лежит различие этических и эстетических принципов обоих драматургов.

                В поздних произведениях Аристофана все более отчетливо возникает тема социальной утопии. Наиболее ярким образцом жанра комедии-утопии являются «Птицы»,поставленные в 414 году до н.э., когда Афины переживали волнующие и тревожные месяцы Сицилийской экспедиции. Последняя из сохранившихся комедий Аристофана «Плутос» ( «Богатство») – также представляет вариант социальной утопии: прозревший бог богатства Плутос в корне меняет распределении материальных благ среди членов общества. Всевозможные ораторы, доносчики, паразиты общества и т.п., которые раньше, пользуясь слепотой Плутоса, бессовестно обогащались, теперь обеднели, а богатство и довольство перешло к честным и благочестивым земледельцам.

                 Комедии Аристофана, как и древняя аттическая комедия в целом, связаны с народными формами театра. персонажи его комедии обычно носители какой-либо человеческой черты, показанной в заостренном, преувеличенном виде. Очень силен в его комедии элемент буффонады.

                 Творчество Аристофана отличается как богатством идейного содержания, так и театральной выразительностью. Это одновременно и вершина древней аттической комедии, и ее завершение. В 4 веке до н.э, когда в Греции сильно изменились социально-политические условия, древняя комедия утратила питающую ее почву. Потому-то В.Г. Белинский говорил,что Аристофан – «последний великий поэт Греции».

Поздравляем!
rozi gelendzhik

 

 

Илиади Мария Харлампиевна
01.11.44г.
Кесопуло Наталья Ильинична
03.11.61г.
Куляба Юрий Георгиевич
03.11.52г.
Торос Юрий Евстафьевич
05.11.45г.
Попандопуло Виктор Владимирович
06.11.49г.
Мавропуло Дмитрий Федорович
07.11.68г.
Николаиди Елизавета Николаевна
07.11.85г.
Мариди Елизавета Христофоровна
07.11.41г.
Лефтеров Христофор Константинович
09.11.80г.
Икономиди Мария Харлампьевна
10.11.36г.
Хочопуло Тимофей Георгиевич
11.11.57г.
Кизириди Наталья Васильевна
11.11.53г.

Панаэтов Константин Степанович  

12.11.198
Сейтаниди Нелли Григорьевна
13.11.40г.
Булгарова Нина Владимировна
13.11.82г.
Кесопуло Савелий Константинович
15.11.58г.
Панаетова Марианна Пантелеевна
16.11.70г.
Сапириди Максим Анатольевич
17.11.85г.
Михайлова Манана Васильевна
18.11.63г.
Хочопуло Дмитрий Тимофеевич
19.11.79г.
Яковиди Михаил Павлович
22.11.87г.
Канаканиди Надежда Николаевна
24.11.77г.
Феодосиади Константин Федорович
24.11.52г.
Панаетова Елизавета Константиновна
25.11.83г.
Чилингариди Елена Феодоросовна
25.11.65г.
Шабанов Константин Васильевич
26.11.86г.
Тосунова Эллада Аристотелевна
27.11.72г.
Иосифиди Михаил Харлампович
30.11.53г.
Иосифиди Анна Вячеславовна
30.11.82г.