Get Adobe Flash player

ГВПредседатель Общества
Солахов Афлатон Васильевич

Untitled - 1mosgreek

tomskgazeta-ellini

2014-02-13 170432

        Понтийское радио "Лелевосе" 
lelevose logo
          

Газета "Торик"
Издатель - ГНКОО "Геленджикское общество греков"

torik


 

 Третий выпуск газеты "Торик"
     torik 3
Четвертый выпуск газеты "Торик"
     torik 4

 Пятый выпуск газеты "Торик"
     torik 5

 Шестой выпуск газеты "Торик"
     torik 6 2

 Седьмой выпуск газеты "Торик"
     1
 Восьмой выпуск газеты "Торик"
     Document-page-001

 Девятый выпуск газеты "Торик"
     Document-page-001 1 

Свято-Михайло-Афонский монастырь

Свято-Михайло-Афонский монастырь

19hram-sviatoy-troitsy-08big 

В пасхальные дни истинным подарком для верующих стала поездка в Свято-Михайло-Афонский монастырь .

Организовали поездку Председатель городской общественной организации «Геленджикское общество греков» Дмитрий Алексеевич Попандопуло и настоятель подворья Свято-Михайло-Афонского монастыря в с. Береговом отец Флегонт.

Монастырь находится в 60 км. От г. Майкопа, центра республики Адыгеи. Особенностью монастыря является его местонахождение: обитель располагается на горном плато на высоте 900 метров над уровнем моря.

«Михайловская пустынь занимает горное плато, открытое со всех сторон и только с северной стороны обрамлено горами, из которых наибольшую высоту представляет гора Физиабго (около 100 метров над уровнем моря), на которой устроен один из монастырских храмов во имя Преображения Господня. С монастырских высот открывается чудный вид на все четыре стороны. Особенно очарователен вид к северу на горную котловину в несколько десятков верст, густо населенную казачьими станицами, и к юго-западу, откуда прекрасно видны все горы Малого Кавказского хребта с Гохайским перевалом, снежной вершиной горы Оштен Близ монастыря берут начало реки Фарс, Псефирь, и множество более незначительных горных потоков. Колорит природы мягкий. Горы сплошь покрыты тучной растительностью и лесом, оживленным птицами разных пород и зверями, начиная от оленей и джейранов до медведей и диких кабанов.

Несмотря на значительную высоту местности климат здесь весьма умеренный, благодатный. Здесь летом почти не бывает больших жаров, и редко в полдень температура достигает 30 градусов, но в такие дни утро и сумерки бывают очень прохладными. Зимы большей частью бесснежны и больших морозов не бывает: ниже 15 температура никогда не понижается. И летний зной, и зимняя стужа здесь умеряются близостью кавказских гор. Весна начинается очень поздно, не ранее июня, а иногда и в декабре бывает тепло и зелено кругом. Ветров и снежных метелей вовсе почти не бывает.

Благодаря тучности, девственности песчаного чернозема, постоянной влаги и множеству горных ключей с прекрасной водой растительность здесь разнообразна, достигает огромных размеров, необыкновенно тучна, густа и долго в течении осени сохраняет яркую зелень и аромат. Все горы, насколько охватывает глаз, покрыты сплошными лесами, в которых можно встретить все лиственные породы, не исключая плодовых. Небольшие поляны покрыты сочной, густой травой. Под верхними слоями чернозема горы содержат различные каменные породы и, между прочим, прекрасный алебастр, который здесь имеет особо красивый рисунок и отличается от мрамора только меньшей плотностью. Из него, кроме самой лучшей извести, могут быть изготовлены самые лучшие вещи для домашнего употребления и даже памятники, хотя недолговечные. Такой благодатный уголок занимает Михайло-Афонская –Закубанская пустынь!»

Из описаний монастыря, 1897 год. 

История монастыря

 bratiya-mihailovskogo-monastira-1927img 3782

Первые попытки к учреждению монастыря в этом удаленном уголке Закубанья относятся к 1897 году. С таким почином выступили казаки местных станиц, готовые выделить под устройство монастыря 270 десятин общественной земли. Было определено и место под монастырь: на горном плато у горы Физиабго. Однако их ходатайство перед власть имущими успеха не имело.

Так прошло 2 года. И вот схимонах Виталий отправился в паломничество на Святую гору Афон. Там он встретился с иеромонахом Мартирием (Островы), выходцем из России. В долгой беседе о странствиях по Северному Кавказу старец упомянул и о попытке создания монастыря. Этот рассказ воспламенил о Мартирия, и он и он возжелал все свои силы и материальные средства направить на основание горной обители.

Весной 1877 года о. Мартирий с двумя иноками направились на Кавказ. После долгого путешествия они достигли мест, указанных старцем, и были поражены их великолепием. Решение основать здесь обитель укрепилось окончательно. Заручившись поддержкой казаков из окрестных станиц, имея на руках бумагу о добровольном дарении 439 десятин на построение святой обители, о. Мартирий едет в Ставрополь к Преосвященному Герману. Получив благословение, о. Мартирий , в сопровождении делегации от казачества отправился в Тифлис к Его Высочеству Великому Князю Михаилу Ивановичу, наместнику Кавказскому, с просьбой передать в собственность православному монастырю 430 десятин казачьей земли. Разрешение было получено, и тогда епископ Герман вновь возбудил ходатайство перед Святейшим Синодом о разрешении устроения обители и о назначении иеромонаха Мартирия ее строителем, на что 28 августа 1898 года Святейшим Синодом было передано благословение.

Вскоре для возведения монастыря со Святой горы Афон переселились иноки Успенской кельи. В короткие сроки при значительных личных жертвах братии (сам о. Мартирий пожертвовал на строительство монастыря 55 тыс. руб.) были сооружены храм, странноприимный дом, корпус для братии, хозяйственные постройки.

В обители действовал строгий Афонский устав. Службы начинались в полночь, затем шли утреня, третий, шестой и девятый час. Вечером – вечерня. Наряду с монашескими службами огромную роль играл труд. Среди братии нашлись люди, искусные в живописи, строительстве, ремеслах: столярном, токарном, плотницком, малярном, и все они трудились, не покладая рук, в создании и укреплении обители.
dscn1418mihailo-afonskaya-pustyn-mihailovskiy-monastir-nachalo-xx-veka

С открытием богослужения начался приток богомольцев. С радостью спешили посетить зарождающуюся обитель православные со всех концов обширного Северного Кавказа. Казаки из окрестных станиц несли посильные жертвы деньгами, вещами, дарили скот, пчел и разные хозяйственные принадлежности, охотно помогали в трудах устроения обители.

В 1883 году Святейший Синод преподал благословение на самостоятельное существование обители. Строитель ее, о. Мартирий, был возведен в сан Архимандрита. По желании. Братии было утверждено ее название – Свято-Михайло-Афонская Закубанская мужская общежительная пустынь. Михайловской она была названа в честь архистратига Михаила, вождя небесных сил, имя которого носил Великий Князь Михаил Николаевич. Афонской она называлась потому, что первые строители обители прибыли с горы Афон, откуда принесли частицы святых мощей в благословение строящегося монастыря и ввели там Афонский устав. Закубанской обитель называлась по месторасположению – за р. Кубань.

Несмотря на строгость Афонского устава, и каждодневный труд, в обители год от года росло число иноков. К концу 19 века монастырь насчитывал около 180 человек. Всего за 12 лет трудов и молитв было возведено 5 храмов: во имя Архистратига Михаила, во имя преподобного Александра, Успения Богородицы, Преображения Господня и Храм Пресвятой Животворящей Троицы. Храм Архистратига Михаила был дарован монастырю жителями станицы Сахарийской и поставлен в первый год основания обители.

К этому небольшому деревянному одноэтажному зданию, украшенному маковкой под алтарем, была сделана пристройка. И для братии этот храм стал подлинным ковчегом в «море дел житейских ».в нем не только затеплили первую неугасимую лампаду, озарившую своим светом Кавказские горы, но и жили, несли службы, пекли хлеб, трапезничали. Второй храм, во имя преподобного Александра, первоначальника обители Неусыпающих, был поставлен в 1881 году. Службы в этом храме велись в основном для братии, а на первом этаже было устроено помещение для настоятеля. Входившие во внутрь храма отмечали его необыкновенную красоту и благолепие. Самым величественным был успенский храм. На многие пожертвования и трудами монахов он был поставлен за 5 лет. В монастыре по византийским канонам был вырезан иконостас и написаны иконы. В храме хранились часть креста Господня и 36 частиц нетленных мощей угодников Божьих. К святым частицам приходили поклониться даже мусульмане ближайших горских поселений, а мощам великомученика Харлампия поклонялись скотоводы, животные которых страдали и умирали от чумных болезней. Размеры храма составляли 57x15,6 метров. К нему примыкали обширные крытые галереи, и он вмещал более 1000 молящихся. Преображенский храм на горе Физиабго вмещал до 600 человек и виден был за десятки верст. Он был выстроен усердием многих тысяч верующих и монахов, которые подвижнически носили на своих плечах камни и дерево на круто поднимающуюся гору. Троицкий храм с притвором Николая Угодника был функционален и в зимнее время. В нем находились кельи для монахов, трапезная, хлебопекарня, через которую по внутренним пазам в полах проходило тепло, обогревая весь храм. Трапезная была рассчитана на 1000 человек.

В обители были построены станноприимный дом, больница, более 20 корпусов с кельями. К концу XIX века была открыта церковно-приходская школа.

Братия имела два подсобных хозяйств. В центральном – «Колхида Метоха»- сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо, кукурузу, тут же обрабатывали на паровых сеялках и мельнице и хранили во вместительных амбарах. С виноградника в 10 га снимали виноград, на винодельне делали вино для нужд богослужения. Скотный двор насчитывал 829 голов: быки, коровы, лошади, овцы, свиньи и даже 36 верблюдов. А построенный сыроваренный заводик вырабатывал масло и голландский сыр. При хозяйстве был кирпичный завод, столярная и плотницкая , мастерские. Все это передовое, снабженной современной техникой рентабельное хозяйство стояло на одном уровне с европейскими образцовыми хозяйствами. Второе хозяйство было на реке Фарс, в 3-х км. от обители. Монахами были вырыты пруды с сообщающейся системой каналов и разведены редкие виды рыб. Рыбное хозяйство стало излюбленным местом паломников, которые в жаркие летние дни здесь отдыхали, купались и катались на лодках. В долине Фарса были разбиты фруктовые сады, виноградники, огороды, пасека и ферма. При самой обители работали кожевенный, свечной, кирпичный, алебастровый и известковый заводики. В специально выстроенных здания находились переплетная, токарная, кузнечно-слесарная, малярная, сапожная, портняцкая, кровельная, столярная, колесная, плотницкая, иконописная и иконостасных резчиков мастерские. К концу 1880 годов обитель становится мощным паломническим центром на Северном Кавказе. Ежегодно ее посещало более 100 тысяч паломников.

Иногда в трапезной монастыря в обед употребляли до 300 ведер щей и 1600 кг хлеба. Прихожане называли обитель «Казачьей Лаврой» и очень гордились тем, что жили близко от нее.

Такого благополучия обитель достигла трудами под руководством архимандрита Мартирия, жизненный путь которого- яркий пример бескорыстного служения Православной церкви и отечеству. Он родился 10 октября 1830 года в Херсоне, в семье состоятельного мещанина Василия Островый. По окончании церковно-приходской школы Мартин – так звали о. Мартирия в миру – в течении 12 лет осваивал торговое ремесло, но затем неожиданно заболел. Два года он пролежал в постели, читая религиозную литературу и отдаваясь молитвам. В молитвах к Богородице юноша обещал оставить мир и уйти в монастырь, если Богу будет угодно дать е5му выздоровление. Его молитвы были услышав, и он встал на ноги. Но затем Мартин вновь устроился работать по торговой части и вскоре забыл о данном им обете. Так прошло 8 лет. Мартин уже собирался жениться и начать собственное дело, но перед этим решил совершить паломничество в Киев. На исповеди он рассказал священнику о своем обещании Богу, и тот потребовал выполнить обет. Взволнованный Мартин вернулся домой и рассказал обо всем родственникам. Они уговорили его отложить принятие решения на 1 год. Мартин подчинился, но вскоре опять тяжело заболел. После долгих усердных молитв болезнь отступила. Получив исцеление, он, обновленный, покидает мирскую жизнь и в 1856 году становится послушником в Киево-Печерской Лавре. Впрочем, оставался там недолго. Через год он поселился на Святой горе Афон. Через семь лет в 1864 году Мартин по требованию своего духовника возвращается в Россию, где через год принимает постриг в монашество под именем Мартирий. Усердное служение Богу привело Мартирия в Черниговский архиерейский дом , где за благолюбие он был возведен в сан иеромонаха. В 1876 году, испросив благословения на отпуск, о. Мартирий вместе с братией из 6 иноков прибыли на Афон. Там приобрели Успенскую келью, приписанную к Котломужскому греческому монастырю. Из отпуска о. Мартирий в Чернигов не вернулся. Он принял решение остаться на Афоне навсегда, но вскоре по Божьей воле оказался на Северо-Западном Кавказе. Ему было 48 лет. Возведение Михайло-Афонской пустынны станет главным делом его жизни.

В 1909 году о. Мартирия не стало. Зимой он возвращался из Ставрополя в монастырь по глухой дороге. Внезапно повозку окружила стая волков. Испуганные лошади бежали, повозка съехала с дороги и разбилась о деревья. Архимандрит был похоронен на территории основанного им монастыря в возрасте 77 лет.

Закрытие монастыря 

После гибели настоятеля трагическая судьба постигла и сам монастырь. С приходом советской власти в 1920 году у него конфисковали землю, сельскохозяйственный инвентарь, производственные помещения и оборудование. В 1922 году у монастыря реквизировали ценное церковное имущество. А в 1923 году сгорел храм Архангела Михаила, словно предрекая скорую гибель обители.

В 1926 году большая часть обители была отдана властями под дом отдыха ГПУ, а в 1927 году в стенах монастыря разместилась коммуна «Владилен». Несмотря на революционные потрясения, иноческая жизнь в монастыре продолжалась, и лишь в 1928 году монастырь был закрыт, а монахи распушены.

С началом Второй мировой войны дом отдыха был закрыт, а на его базе организован дом инвалидов войны, 77 обитателей которого фашисты расстреляли в период оккупации Кавказа.

После освобождения Адыгеи на территории монастыря в 1944 году была организована детская трудовая колония. В 1946 году величавые стены обители содрогнулись от взрывов: был взорван главный Успенский собор. Из его камня колонисты построили новую школу. Затем были разобраны другие здания монастыря для строительства общежитий колонии. В 1952 году на горе Физиабго был взорван (со второй попытки) храм Преображения. После расформирования детской колонии в 1967 году в монастыре расположился интернат для слабоумных детей. С 1971 года монастырскими строениями владел Каменномостский плодосовхоз. В 1972 году остатки зданий и территория были переданы в Краснодарский краевой Комитет по туризму, и на месте обители открыли конную турбазу «Романтика».

Восстановление монастыря
img 3782prepodobnogo-alexandra-igumena-obiteli-neusypauschih-hram-02

С 1992 года православная общественность Адыгеи в течение 12 лет вела работу за передачу Свято - Михайловской пустыни Православной церкви. В 2001 году часть монастыря была возвращена церкви. С этого момента можно говорить о возрождении иноческой жизни в обители, однако большую часть монастыря по-прежнему занимала турбаза с баром, дискотеками, толпами туристов и отдыхающих. К огромной радости всех православных, окончательная передача обители Православной церкви состоялась по указу Президента республики Адыгея Х.М. Совмена в марте 2003 года. Так был завершен многолетний марафон по возвращению святыни верующим.

В настоящее время наместником монастыря является игумен Герасим(Буняев), подвизается в монастыре с 2001 года, с первых дней начала возрождения монастыря. При непосредственном участии и руководстве игумена Герасима в монастыре произошли значительные изменения. Произведена реконструкция Троицкого храма. В 2007 году на месте разрушенного храма Архистратига Михаила была заложена новая церковь. При большом стечении народа 9 августа 2008 года храм торжественно освящен архиепископом Майкопским и Адыгейским Пантелеимоном в сослужении с митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором и собором духовенства. Построен также Игуменский корпус с храмом в честь преподобного Александра – игумена Обители Неусыпающих.

На месте Успенского собора, взорванного в 1946 году, начато строительство деревянного храма Успенья Пресвятой Богородицы. Здесь же возведена часовня. Построена и открыта часовня-крестильня с купелью в честь Благоверного Великого князя Александра Невского. На святом источнике великомученика и целителя Пантелеимона открыта для посетителей вторая купель с двумя отделениями мужским и женским.

Ремонтируется большое здание бывшей дворянской гостиницы, где будут размещать прибывающих паломников. У монастыря появились жертвователи, с помощью которых в храмах были поставлены резные иконостасы, написаны новые иконы, и совершаются другие богоугодные деяния.

Монастырь имеет столярную, слесарную, и швейную мастерские, в которых проходит послушание подготовленные иноки и послушники. Ежегодно увеличивается количество прибывающих в монастырь богомольцев и паломников. Монастырь вновь становится «Казачьей Лаврой».

19 сентября 2010 года на территории монастыря состоялось открытие бюста Великому князю Михаилу Николаевичу Романову – наместнику Кавказа в дореволюционной Российской Империи. Именно он способствовал основанию святой обители у подножья горы Физибго, которая в дальнейшем стала духовным центром для православных христиан Северного Кавказа. С декабря1862 года по июль 1881 года пребывал Великий князь наместником на Кавказе. С 1864 года он Главнокомандующий Кавказской армии. 16 (29) апреля 1878 года по окончании Русско-турецкой войны 45-летний Великий князь Михаил Романов был произведен в высший военный чин в Российской Империи – генерал-фельдмаршала. В июле того же года он был назначен председателем Государственного Совета и этот высший государственный пост занимал 24года. Умер 18 декабря 1909 года в возрасте 77 лет.

Святой источник 

Огромной популярностью в среде богомольцев и паломников пользуется источник великомученика и целителя Пантелеимона. Он расположен а 1, 2 км. От обители на горе Физибго. По преданию, этот источнике возник по молитве архимандрита Мартирия.

Рядом с источником расположены купальни. Многие страждущие избавились от недугов в целебных водах источника. Удивительные свойства воды способствуют излечению болезней опорно-двигательного аппарата и желудочно-кишечного тракта. Вода, налитая в емкости, сохраняет живительную свежесть в течение года.

От источника на вершину горы ведет крутая тропа. В конце 1885 года на горе начали строить храм в честь Преображения Господня. Почти весь строительный материал для постройки храма был поднят на гору на плечах усердствующей братии и паломников. Через 7 лет, к 1902 году, храм, рассчитанный на 600 человек, красовался своими золотыми крестами на самой вершине горы. Храм был построен в византийском стиле и отличался особым изяществом и великолепием. Божественная литургия совершалась в нем лишь один раз в год на престольный праздник Преображения Господня, но богослужения проходили ежедневно. Рядом с церковью был построен двухэтажный дом для братии и паломников на 20 келий.

В 1952 году храм был взорван. В планах монастыря – восстановление храма. Уже занесена на гору паломниками большая груда камней. Со смотровой площадки на вершине горы открывается замечательный вид на монастырь и окрестности.

Рукотворные пещеры 

Особой гордостью монастыря являются рукотворные пещеры. Об их происхождении существуют две точки зрения. По одной из них, в 80-е годы XIXнесколько старцев во искупление своих прегрешений вырыли в плотных песчаниках подземные ходы, обустроили кельи и подземный храм, где читалась неусыпаемая Псалтирь. По другой версии, пещеры возникли гораздо раньше в VIII- XII вв. и связанны с периодом Византийской иконоборческой ереси. В то время сторонников иконопочитания выселяли за пределы империи, и они переселялись в Крым, на Таманский полуостров и Северный Кавказ. Только в Крыму ими были построены 11 пещерных монастырей.

До наших дней в пещерах сохранились лишь часть келий, один из залов и коридоры общей протяженностью около 200 метров. По рассказам старожилов, в подземном храме находилась «плачущая » икона Богородицы, а на потолке изображен Господь Вседержитель.

 
Окрестности монастыря

 

На соседней с Физиабго горе Острах монахами было начато строительство храма в честь всех Афонских святых. Храм воздвигали на месте древнего византийского храма, который стоял здесь в XII- XIII веках. Со смертью архимандрита Мартирия строительство было приостановлено. В 1952 году здание было разобрано колонистами на строительный материал. Восточнее горы Острах в крутом склоне ручья Фарса прячутся, вырытые в плотном песчанике, Успенские кельи. В конце XIX века в них проживали старцы- отшельники. С закрытием в 1928 году монастыря в кельях первое время спасалась большая группа братии. Сейчас сохранилась только маленькая подземная церковь, жилые же кельи обвалились.

К числу природных достопримечательностей, прежде всего, относятся верховья Фарса с хрустальными водопадами, гротами, скалами и каньонами. Незабываемо также восхождение на скалу Верблюд- скальный останец, напоминающий удивительное животное пустыни. В 12 км от монастыря, у станицы Новосвободной (в прошлом Царской), находится разрушенная часовня царю- освободителю Александру II. Часовня построена монахами в 1881 году. Рядом находился памятник в честь окончания Кавказской войны. Раз в год крестный ход ходил при большом скоплении народа из монастыря к часовне.
Скиты 

В июле 2005 года в станице Сахрай был основан монастырский скит для уединенных молитв. Он носит название «Скит святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна Крестителя». В 2009 году в скиту возведен храм. У монастыря есть также подворье в селе Хамышки, где местным меценатом был построен храм во имя святых Гурия, Симона и Авива, имеющих Божью благодать помогать в семейных нуждах. В этот храм стремятся приехать многие паломники из Краснодара, Майкопа, Армавира и других ближайших городов. Еще одно подворье монастыря находится в поселке Береговое Геленджикского района Краснодарского края. На подворье строится храм в честь Святителя Николая, где уже совершаются богослужения. 

Поздравляем!

rozi gelendzhik

 

Котюкова Нина Михайловна
01.09.38г.

Попова Ангелина Афанасьевна
06 09. 47г.

Ниниев Николай Алексеевич
06.09.86г.

Каракостиди Иван Георгиевич
07.09.77г.

Аманатова Марина Константиновна
10.09.74г.

Павлиди Иван Александрович
11.09. 87г.

Павлиди Ольга Александровна
11.09.87г.

Тимотлевич Серафима Константиновна
13.09.61г.

Панаетов Сергей Андреевич
14.09.62г.

Ниниев Алексей Николаевич
14.09.58г.

Стефанов Георгий Викторович
14.09.72г.

Димитриади Марина Феодоровна
17.09.88г.

Христофориди Алексей Федорович
18.09.57г.

Кимишкез Парфена Павловна
18.09.60г.

Лопатка Кристина Геннадьевна
19.09.90г.

Куштулиди Юрий Иванович
19.09.63г.

Суровцева Елена Федоровна
21.09.50г.

Попандопуло Наталья Лазаревна
21.09.38г.

Деркач Елена Александровна
22.09.77г.

Акимова Марина Константиновна
22.09.56г.

Демирчев Дмитрий Федорович
23.09.81г.

Хочопуло Анастасия Кузьминична
24.09.81г.

Ниниева Мария Феофилактовна
29.09.61г.

Петридис Елена Васильевна
30.09.70г.

Арабов Валерий Васильевич

22.09.1969

Джуволяков Ясон Анастасович

10.09.1971

Ефремова Парфена Григорьевна

03.09.1952

Карабагазова Евгения Аверьяновна

15.09.1971

Николаиди Елена Анастасовна

22.09.1991

Хаджиев Николай Алгивиадисович

25.09.1985

Чангуриди Христофор Иракливич

10.09.1971

Мальцев Владислав Евгеньевич

04.09.1991

Цеплиди Христофор Николаевич

11.09.1989

Цеплиди Константин Николаевич

15.09.1983 

Константиниди Константин Матвеевич

18.09.1961

Акрида Христофор Георгиевич 

19.09.1979

Фокиди Кристина Владимировна

05.09.1986